Непростой путь

Генеральным поставщиком древесины на Архангельский ЦБК и ЗАО «Лесозавод 25» является Группа компаний «Титан» — один из крупнейших операторов лесосырья в России. Годовой объём поставок лесосырья на комбинат и 25-й лесозавод составляет более 5,5 млн м³. Доставку сырья по воде осуществляет ООО «Беломорская сплавная компания» (БСК) — собственное логистическое предприятие холдинга. Флот этой компании сейчас насчитывает 20 буксиров, 4 плавкрана и 26 барж.

Первая древесина, прибывшая на Архангельский ЦБК, пришла из Пинежского подразделения ГК «Титан». Всего у Группы компаний 10 обособленных лесозаготовительных подразделений.

Древесина идёт по северным рекам, освобождающимся ото льда, а потому подготовительные мероприятия очень важны.

Так, в Холмогорском районе в начале мая на водном объекте произошёл ледовый затор. Поэтому специалисты Беломорской сплавной компании помогли устранить его последствия с помощью своего плавкрана СПК-23, который расчистил лёд у причала Усть-Пинеги.

Выполнив данную работу, буксиры и плавкран БСК отправились дальше по реке Пинеге в деревню Вешкому, где началась отгрузка древесины, заготовленной Пинежским подразделением холдинга. Через два дня первый лес пришёл на Архангельский ЦБК.

Тысячи кубометров

Как прокомментировал начальник лесной биржи древеснобиржевого производства АЦБК Андрей Малыгин, на комбинате тоже усиленно готовились к этим горячим майским дням. Был проведён широкий спектр рейдовых работ: пробивка свай, подготовка наплавных сооружений и запани. Ремонту подверглись торцеватели леса на причале и пирсе.

К очередному навигационному периоду провела подготовку судов и Беломорская сплавная компания, в том числе модернизацию двух теплоходов и капитальный ремонт одной из барж. Кроме того, БСК получила разрешение Российского речного регистра на ремонт судов. Теперь ремонт флота предприятие может осуществлять собственными силами.

Особенностью периода навигации 2020 года является то, что по реке лес в основном доставляется на баржах. В общей сложности это 560 тысяч кубометров (для сравнения: в 2019-м с помощью барж было доставлено 380 тысяч м⊃3). Плотов придёт всего два — на 19 тысяч кубов.

Этот расклад обусловлен тем, что в текущем году зима оказалась аномально тёплой и лесопромышленники не смогли своевременно зайти на плотбище и начать формирование плотов.

Поэтому древесина по сплаву приходит в небольших, по сравнению с прошлыми годами, объёмах, причём только зимней сплотки, летней не планируется.

Поставки будут полностью компенсированы доставкой баржами.

К настоящему времени с 75 прибывших барж разгружено около 70 тысяч кубометров древесного сырья. Большая часть леса, чтобы сократить плечо выгрузки, отправляется на штабеля хранения, меньшая — поступает сразу же в производство.

При разгрузке барж задействована суперсовременная лесоперегружательная техника Архангельского ЦБК марок Sennebogen и Fuchs. Для транспортировки древесины используются не только автолесовозы, но и недавно приобретённые тягачи Terberg. Благодаря сменяемости их прицепов процесс перевозки древесины стал более оперативным.

Коллективное дело

По мнению сотрудников древесно-биржевого производства, начало навигации текущего года отмечено и высокой скоростью течения. Изначально уровень воды был низкий, но затем пришла вторая волна, а потому чувствуется сопротивление воды.

Но это частности. За десятилетия навигационных сезонов (а их в истории комбината числится более 80) на лесном рейде научились справляться со многими трудностями.

Как отмечает начальник древесно-биржевого производства Евгений Острецов, на ДБП сегодня напряжённый сезон. Работа с древесиной, прибывающей на баржах и по сплаву, — коллективное дело, при выполнении которого каждый должен чётко исполнять свои функции.

Один из знатоков сплавного дела — сплавщик Сергей Мельничников. Сергей Иванович — ветеран производства, знает здесь каждую мелочь. За десятилетия работы он помог подготовить многих молодых сотрудников. Не отстаёт в трудовых успехах от заслуженного работника и бригадир сплавщиков Николай Кошкин. Он энергичен, собран, отлично умеет мобилизовать коллектив на выполнение производственных задач. Они и их коллеги успешно справляются с работой и плановыми показателями.

Из-за того что объём древесины, прибывающей в плотах, в 2020 году оказался относительно небольшим, было решено отказаться от найма на период навигации работников по срочному трудовому договору.

Мероприятия на древеснобиржевом производстве продолжаются. Несмотря на то что самые значительные объёмы древесины поступают на Архангельский ЦБК железной дорогой и автомобильным транспортом, доставка по реке по-прежнему актуальна.

К сведению

Упоминания о транспортировке древесины на баржах есть уже в истории Древнего Египта. Около третьего тысячелетия до нашей эры корабли египтян, набитые кедрами и кипарисами, курсировали между устьем Нила и территорией современных Ливана, Сирии и Турции.

Торговые флотилии иудейского царя Соломона (965–928 годы до нашей эры) раз в трёхлетку ходили по Тигру и Евфрату через Персидский и Оманский заливы в Аравийское море и Индию, где древесину обменивали на золото, слоновую кость и другие товары. Финикийцы в это время водили корабли с лесом на запад по Средиземному морю.

Таким образом, древесина вовсю перевозилась на кораблях по морям и рекам ещё в период глубокой древности.