Связь истории

История Архангельского ЦБК и посёлка бумажников неразрывно связана с северными конвоями и островом Ягодник, который располагается на Северной Двине неподалёку от комбината и Новодвинска.

Первая продукция нашего предприятия уходила на экспорт западным союзникам также на судах северных конвоев. На Ягоднике располагались авиационные мастерские, где происходили сборка и ремонт самолётов, отправлявшихся затем на фронт. Многие из специалистов, работавших в авиамастерских на острове в период Великой Отечественной войны, впоследствии трудились в цехах комбината. Система противовоздушной обороны острова оберегала от фашистских нападений воздушные подступы к Архангельскому ЦБК и посёлку Ворошиловский — будущему городу Новодвинску.

У них разные судьбы

Лётчикам Ягодника на Аллее Героев Отечества посвящён отдельный стенд, на котором указаны биографические данные 11 Героев Советского Союза: Александра Синицына, Георгия Павлова, Ильи Катунина, Виктора Стрельцова, Андрея Маркина, Демьяна Осыка, Василия Мордина, Алексея Колесникова, Сергея Гуляева и Антона Сливки.

У них разные судьбы, но они все сполна выполнили свой долг перед Родиной. Так, капитан Илья Катунин и сержант Андрей Маркин служили в одном экипаже штурмовика Ил-2.

23 апреля 1944 года во время атаки на крупный вражеский морской конвой их самолёт был подбит. Лётчики направили свою горящую боевую машину на фашистский транспорт. За этот подвиг они были представлены к званию Героя Советского Союза (посмертно).

Другой пример. Герой СССР капитан Василий Мордин. К ноябрю 1942 года он уже успел совершить 202 боевых вылета. На его боевом счету были 30 уничтоженных автомашин, 13 самолётов, пять орудий, четыре миномётных батареи, баржа и десантный катер противника. Он сумел остаться в живых в огненном небе войны и погиб уже в послевоенное время — в июле 1949 года в ходе трагического инцидента на Ягоднике.

А вот жизнь другого боевого лётчика — героя с острова Ягодник Антона Сливки — сложилась более счастливо. В годы войны старший лейтенант Сливка командовал звеном 118-й отдельной дальнеразведывательной эскадрильи 7-й воздушной армии Карельского фронта. Он совершил 173 боевых вылета на разведку глубокого тыла противника и остался в живых. После войны Антон Романович окончил Военно-воздушную академию, а затем Военную академию Генерального штаба. Свой воинский путь закончил лишь в 1975 году, когда был уволен в запас в звании генерал-майора.

Рассказывать о каждом из героев-лётчиков можно бесконечно, в их судьбах было много опасностей, подвигов и мужества, чтобы их совершить.

На пьедестале

В сентябре прошлого года благодаря поддержке Архангельского ЦБК в новодвинском парке на берегу Северной Двины, откуда открывается живописная панорама на остров Ягодник, в честь героического авиа-гарнизона был воздвигнут памятник. Он представляет собой макет самолёта, который установлен на мощном пьедестале. Сегодня этот памятник является одной из монументальных достопримечательностей Поморья и Новодвинска.

В числе главных инициаторов его создания и куратором технических работ был начальник производства целлюлозы комбината Вадим Мосеев. В день открытия Аллеи Героев он тоже стал участником торжества.

— В годы войны мой родственник Герман Мосеев работал токарем в авиаремонтных мастерских Ягодника, — рассказал Вадим Григорьевич. — Мы не должны забывать имена тех людей, которые защищали нашу страну, создавали её трудовую славу. Это наша общая память.