Тяжёлые времена

Это только звучит красиво: экономическая свобода. На самом деле для многих предприятий она стала началом конца. Госплан остался в прошлом, «живых» денег в стране не было в принципе. АЦБК спасал только экспорт. Чтобы выжить, комбинат разделился на «дочки» (дочерние акционерные общества), правда, довольно быстро стало понятно, что при такой схеме управления более-менее нормально работать смогут только те подразделения, которые производят конечный продукт. Долги росли как снежный ком: по зарплате, по налогам, за уголь, за лес, за мазут...

С приходом команды Владимира Ярославовича Крупчака было принято единственно правильное и своевременное решение — снова всех объединить под крылом материнской компании. Тогда же на комбинате было создано и финансовое управление. Его задачей было настроить внутренний учёт и контроль, сбалансировать доходы с расходами, работать над своевременным погашением кредиторской и дебиторской задолженности, гарантировать предприятию необходимые финансовые ресурсы для поддержания основных производственных фондов в работоспособном состоянии и обеспечить ими программу по инвестиционной деятельности.

«Принята в финансовый отдел на должность начальника 25 ноября 1996 года» — Татьяна Валентиновна Белоглазова смотрит на свою запись в трудовой книжке, и память снова переносит её в эти трудные в 1990-е.

— Для покрытия дефицита средств начали работать с банками, но кредиты привлекались сложно и на небольшой срок, потому что показатели у предприятия были не очень хорошие. Поэтому у кредитных структур не было уверенности в нас. Приедет, бывало, представитель банка, походит по предприятию, посмотрит и молча уезжает. Мне всегда было волнительно, когда наступал срок погашения очередного займа, — признаётся Татьяна Валентиновна. — Надо к этому моменту и лимиты с банками согласовать, и найти где-то нового кредитора. Думаешь, а если откажут? Это же может привести к банкротству комбината! Очень было нервно и тяжело.

«Дочки-матери» на новый лад

— Сейчас у нас устойчивое, стабильное предприятие. Все кредиторы об этом прекрасно знают, у нас много открытых лимитов, — рассказывает начальник отдела казначейства службы директора по финансам Елена Ширшова. — При этом мы выбираем для сотрудничества те банки, которые ориентированы на партнёрство в долгосрочной перспективе, так что сегодня нет повода переживать, что у нас не хватит денежного потока.

На старте нового масштабного инвестпроекта «ПРОРЫВ-2027» этот вопрос особенно актуален, сегодня переговоры с представителями банков находятся в активной стадии.

— Подобного рода задачи — это уже неотъемлемая часть работы нашего подразделения, — отмечает директор по финансам комбината Олег Губин. — Стратегия вертикальной интеграции, инициированная директором по инвестициям Pulp Mill Holding Владимиром Крупчаком, реализуется в основном за счёт материнской компании, поэтому на протяжении уже десятка лет мы вкладываем средства не только в модернизацию и техперевооружение объектов АО «Архангельский ЦБК», но и в развитие наших дочерних компаний.

Результат этих инвестиций уже очевиден:

АО «Архбум» стало лидером в РФ по производству гофропродукции, ООО «Архбум тиссью групп» запустило первую очередь по производству 70 000 тонн санитарно-гигиенической продукции в год и планирует увеличить его до 210 000 тонн в год, что также выведет предприятие в лидеры отрасли.

Займы, кредиты, залоги, страхование, валютный контроль, а главное — управление денежными потоками всей группы — зона ответственности отдела казначейства. Не менее масштабные и значимые задачи у отдела финансового планирования и анализа. Это ещё одно подразделение службы директора по финансам. Они отвечают за разработку долгосрочных прогнозов деятельности предприятия. На основании этой финансовой модели принимаются окончательные решения по программе техперевооружения, новым инвестициям в рамках холдинга. Всю эту работу делают 11 человек.

— Идеальная команда! — уверенно заявляет директор по финансам Олег Губин.

Новые вызовы и вечные ценности

Мир стремительно меняется. Сфера финансов и бизнеса всё теснее переплетается с социальной и экологической. В ноябре сотрудники службы директора по финансам участвовали в семинаре по основам ESG. Сегодня это важный критерий оценки кредитного рейтинга компаний.

Ветераны службы в свою очередь с теплотой вспоминают годы своей работы. В коллектив, где самым важным качеством является математический и аналитический склад ума, каким-то удивительным образом всегда попадали люди с большим сердцем. Это совершенно особая атмосфера, когда коллеги становятся фактически родными.

— Это не работа даже, это жизнь. Понимаете, мы были как одна семья! Ездили с детьми на каток, ходили в театры, даже свадебное платье одна наша коллега поехала выбирать не с мамой и сестрой, а с нами, представляете? — рассказывает первый руководитель финансового отдела Татьяна Белоглазова. — Все девочки в финансовом управлении были умные, трудолюбивые, грамотные и ответственные. Всех люблю, всеми горжусь, честное слово! До сих пор считаю, что у нас был замечательный коллектив. Он таким и остался!

ПОЗДРАВЛЕНИЕ

Олег ГУБИН, директор по финансам АО «Архангельский ЦБК»:

— Все обновления и изменения в финансовой сфере, которые происходят не только в России, но и в мировом масштабе, мы воспринимаем и начинаем готовиться к ним заранее. Искренне желаю своим коллегам постоянного обновления, развития и профессионального роста. Пусть работа будет интересной, приносит радость. Особые слова благодарности — нашим бывшим сотрудникам: всех помним и ценим!