Новая система

Сейчас работу большого предприятия невозможно представить без центра управления — диспетчерской связи. Однако эту систему в жизнь АЦБК внедрили не сразу. Более 80 лет назад на Архбумкомбинате начали расти и возводиться цеха — возникла необходимость оперативно руководить работой расширяющихся производств. С марта по сентябрь 1942 года по приказу директора комбината Дмитрия Михайловича Абабкова был сформирован производственно-плановый отдел, куда и вошла диспетчерская служба. Тогда её штат насчитывал 13 сотрудников, в главной диспетчерской работали восемь человек. Даже в тяжёлое военное время прекращать работу предприятия было нельзя, а производство как никогда нуждалось в едином связующем звене. Никаких сбоев не должно было быть!

— В годы войны диспетчером был человек, у которого не всегда и телефон имелся на столе, — рассказывает начальник производственного отдела АЦБК Светлана Уланова. — Из архивных документов известно, что за информацией отправляли посыльного на телеге. Работа была тяжёлая, но благодаря таким крепким и сильным людям мы и выстояли тогда.

За годы функционирования диспетчерской службы менялись её структура и сама работа в подразделениях комбината. Уходило и забывалось старое, обновлялось и модернизировалось производство, но диспетчером всегда оставался специалист, готовый разумно оценить ситуацию и разрешить её в любое время дня и ночи. Диспетчер всегда на связи.

Живая работа

Сегодня историю диспетчерской службы Архангельского ЦБК хранит Светлана Уланова. Уже много лет она возглавляет производственный отдел комбината. А начинала работать диспетчером на производстве целлюлозы.

— Что говорить, даже за последние 20–30 лет в работе службы произошёл огромный скачок, — размышляет Светлана Юрьевна. — Только посмотрите, как работали, например, диспетчеры в 1980-х годах.

Светлана Уланова разворачивает на столе огромные бумажные простыни-рапорты, заполненные диспетчерами от руки. В таких ежедневных отчётах содержалась вся информация о работе производств АЦБК за смену: уровни, расходы, запасы, пояснения. Сведения диспетчеры сначала получали по телефону.

— Мы с трубкой не расставались даже тогда, когда в диспетчерской появились один единственный огромный компьютер, пульты и щиты со схемами и значками — всё такое громоздкое и неподвижное, — вспоминает наша собеседница. — Горящие значки оповещали о работе того или иного цеха, но какие-то изменения быстро увидеть было невозможно. Всё решалось по телефону.

Впрочем, у молодого специалиста были хорошие учителя и наставники. К ответственной работе Светлану Юрьевну подготовила Елена Яковлевна Мосеева, возглавлявшая отдел подготовки производства и анализа, который до реорганизации вместе с диспетчерской службой входил в состав производственно-аналитического управления комбината. Управлением долгие годы руководила Надежда Соловеевна Дикунец, ставшая для многих путеводной звездой и главным помощником. Её на комбинате помнят и любят. А сначала Надежда Соловеевна пришла работать на комбинат простым оператором.

— Муж тоже работал на АЦБК по сменам, тогда с двумя маленькими детьми было трудно, но я сразу поняла, что живая работа с людьми — это моё! — вспоминает ветеран АЦБК Надежда Дикунец — Особенно сложно приходилось в период запуска третьей очереди, надо было постоянно держать руку на пульсе. А главный инженер Пётр Аронович Ершов мог ещё проверять нас, диспетчеров, — оперативно ли мы собираем информацию. Допустим, позвонит и поинтересуется, как там дела в отбельном. А до этого и сам все показатели узнает. Не дай Бог, если кто соврёт! Больше никакого доверия и уважения от него не добьётся.

Надежда Соловеевна не теряет связи с бывшими коллегами и нынешним коллективом диспетчерской службы, хотя уже давно живёт в Санкт-Петербурге. Этим летом она отдыхает на даче в 100 км от Северной столицы, наслаждается запахами соснового леса, диких ландышей и поздравляет коллектив центральной диспетчерской службы с юбилеем.

«Алло» кричу во сне

У диспетчеров работа оперативная, ответственная, а порой очень напряжённая.

В течение смены эти специалисты общаются с разными людьми и выполняют множество больших и маленьких задач. В стрессовых ситуациях важно проявлять спокойствие и уверенность. А ещё — видеть и просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд.

— Да, мы настоящие стратеги! А ещё психологи и люди с железными нервами! — смеётся Светлана Уланова. — К каждому нужно найти подход и вовремя погасить эмоции. Для меня и для многих специалистов настоящие учителя — знаковые для комбината люди — Николай Михайлович Таранников, Надежда Соловеевна Дикунец, Николай Михайлович Костогоров, Наталья Александровна Елькина, Владимир Иванович Белоглазов. С ними тесно связана наша работа, они всегда могут подсказать такие нюансы, которые и в голову не придут. Замечательная школа! Первое время по насыщенной событиями работе очень скучала Людмила Беляева.

29 лет Людмила Зосимовна проработала на комбинате в качестве старшего диспетчера. Оказывается, мама ветерана АЦБК Екатерина Ивановна Вяткина тоже трудилась диспетчером на комбинате. Волею судеб Людмила Зосимовна попала в мамину смену и следила за работой производства в паре с Тамарой Дмитриевной Харитоновой. Они на всю жизнь стали лучшими подругами.

— Как я страдала, когда ушла на пенсию! Часто кричала «алло» во сне, а утром просыпалась с чувством, что к докладу не готова, — делится Людмила Беляева. — Работа мне очень нравилась, хоть и была напряжённой. Приходилось принимать решения и многое держать в голове. Наглядных материалов не было, но телефонная трубка всегда с тобой. Это целая веха. То время я помню и очень люблю!

Владеем информацией

Сегодня диспетчерская служба — это женский коллектив. 10 самых стрессоустойчивых девушек комбината координируют взаимодействие производств и отдельных цехов. Сейчас это можно делать в реальном времени, для этого есть специальные автоматизированные программы, которые позволяют следить за всеми этапами. Уже и пультов связи в диспетчерской не найти — вся номерная база занесена в память телефонного аппарата. Тем не менее в зону ответственности специалистов по-прежнему входит очень много задач. Диспетчеры отслеживают поступление сырья, распределяют расходы, контролируют технологический поток. Снабжение Новодвинска теплом и водой, а также гражданская оборона — ещё два больших блока, за которые отвечает ЦДС. В связке с управлением по ГО, ЧС и ПБ, с ПГСС проходят все учения и решаются авральные ситуации.

— К большому объёму информации привыкаешь, — признаётся старший диспетчер Наталья Лебедева. — Главное — не растеряться в сложной ситуации. В таких случаях на связи всегда мастера и начальники смен, подсказываем друг другу. Как говорили наши ветераны, в ночные смены диспетчер — это генеральный директор!

Коллектив диспетчерской службы уважает ветеранов, следуя их опыту. Ведь, несмотря на то что с начала работы ЦДС прошло не одно десятилетие, задача у диспетчеров одна — не допустить сбоев на комбинате. Поэтому здесь помнят все советы учителей. Сегодня на некоторых производствах комбината есть локальные диспетчерские — например, на ДБП, АТП, ЖГП. Но именно в центральную службу стекается вся оперативная информация.

— Некоторые считают, что диспетчер просто принял информацию по телефону — и всё, но у нас это точно не так! — говорит Светлана Уланова. — Наши диспетчеры имеют высшее образование по специальности «инженер-технолог», они владеют определённым объёмом технологических знаний, начинали свой трудовой путь в цехах комбината. Но и не это главное. Все наши работники — это люди, которые в любых ситуациях не будут паниковать, а смогут спокойно и быстро принять правильное решение.

А ещё сегодняшний коллектив ЦДС — люди творческие и активные. Занимаются спортом и рукоделием, ездят на рыбалку и пекут пироги, участвуют в корпоративных конкурсах и увлекаются цветоводством. У каждого — своё хобби.

История одного гудка

Каждый день ровно в 8 часов утра весь город слышит заводской гудок. До войны он оповещал работников о начале трудовой смены.

А сегодня сигнал подаётся из центральной диспетчерской комбината. И это не просто гудок, а ежедневная проверка системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.

— Был у нас случай, когда диспетчер перепутала тумблеры и сигнал раздался во внеурочное время. Все заволновались: произошла авария. Потом всё выяснилось, конечно. Хорошая встряска была для всех! — вспоминает Светлана Уланова. — В общем, здесь никогда не бывает скучно! За это мы и любим свою работу.

Остаётся пожелать, чтобы гудок как утреннее приветствие оповещал горожан и работников комбината исключительно о начале нового дня. И пусть каждая смена для сотрудников центральной диспетчерской службы Архангельского ЦБК будет спокойной, организованной и продуктивной!