Странный продавец

Начинается всё с того, что мошенники выкладывают на совершенно официальный сайт маркетплейса несколько товаров. Сами страницы товаров не вызывают подозрения у заинтересовавшегося покупателя, хоть и выглядят несколько пустовато. В карточках присутствует правдоподобная информация: есть артикул, логотип бренда производителя, несколько фото, сроки доставки и возврата.

Смущать может только отсутствие покупок и, следовательно, каких-либо отзывов и оценок товара. Но в конце концов, может, продавец только недавно зарегистрировался в сервисе и ищет первых клиентов?

Главная странность находится в описании. Преступники указывают номер телефона и просят перед оформлением заказа обязательно написать менеджеру. В нормальной ситуации в этом нет никакой необходимости: крупные онлайн-магазины всегда проводят все сделки только через свою платформу. Это помогает обеспечить безопасность и продавца, и покупателя. Прямое общение между ними такие площадки как минимум не одобряют, а чаще и вовсе запрещают.

Не ходите по ссылкам

Авторы блога Касперского провели эксперимент и отправили на указанный номер телефона сообщение о том, что хотят купить дачный бассейн. «Менеджер» вёл себя вполне по-деловому: попросил прислать ему полное имя покупателя, адрес ближайшего пункта выдачи заказов и номер телефона. Чуть позже он уточнил артикул товара (цифровой или буквенный код) в маркетплейсе и взял небольшую паузу на «формирование заявки», а затем отправил ссылку на «страницу оформления заказа».

При переходе по ссылке может показаться, что открылась страница для оплаты покупки на «Вайлдберриз». Но это только кажется. Подделка действительно очень похожа на оригинал.

— Основное отличие — адрес сайта. В нём рядом с названием маркетплейса оказались лишние буквы и цифры, которые мошенники, видимо, надеялись выдать за идентификатор пользователя или номер заказа. Именно поэтому всегда важно проверять адрес в адресной строке, — напоминает Александр Пронин. — Есть и иные, менее заметные отличия. На поддельном сайте использованы другие оттенки фирменных цветов, нет логотипа технологии системы быстрых платежей около указателя оплаты по QR-коду и не хватает меню с корзиной и избранным внизу страницы.

Если жертва оплатит товар через поддельный сайт, мошенники получат её деньги и личные данные: имя, фамилию, телефон, электронную почту, данные банковской карты.

Доставка задерживается

Если оформить покупку у такого продавца, как и положено, через платформу маркетплейса, без общения с «менеджером», заказ будет принят, но, конечно же, не доставлен. В таком случае вопросы по отмене покупки и возврату средств нужно будет решать уже с торговой площадкой.

Чтобы не попадать в неприятные ситуации, следуйте простым советам:

  1. При покупке онлайн оформляйте заказы только на официальном сайте маркетплейса через «Личный кабинет» и никогда не переписывайтесь с продавцами на сторонних ресурсах.
  2. Если продавец ведёт себя подозрительно, пожалуйтесь на него в службу поддержки — так вы обезопасите от обмана не только себя, но и других покупателей.
  3. Не переходите по ссылкам из писем и сообщений, особенно от неизвестных отправителей. Сайты лучше открывать вручную через поисковик.
  4. 4. Проверяйте адреса страниц, прежде чем вводить на них платёжные данные, пароли от аккаунтов и другую важную информацию. Установите на все устройства надёжный антивирус с защитой от фишинга и онлайн-мошенничества.