Взвешенный подход и общая ответственность

Как отметил на мероприятии председатель правления РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков, часть отраслевых предложений не были учтены в полной мере, но предприятия леспрома продолжают на них настаивать. Это объективная оценка возможностей в сфере утилизации отходов каждой подотрасли, в том числе целлюлозно-бумажной, у которой экологичная продукция. У ЛПК есть огромное преимущество: работа с возобновляемыми и вторичными ресурсами.

По словам главы РАО «Бумпром», сейчас у государства в сфере РОП наблюдается желание пойти самым простым путём: найти того, кто может заплатить. В отрасли же считают, что должны иметь место взвешенный подход и общая ответственность: производителей продукции, потребителей и населения.

Юрий Олегович призвал не сбрасывать со счетов опыт СССР, где сбор макулатуры стимулировался талонами на книги, то есть полноценной государственной политикой широкого экопросвещения.

Несмотря на поддержку необходимости принятия нового законопроекта в целях совершенствования механизма расширенной ответственности производителей, игроки российской ЦБП считают, что новый закон в предлагаемой редакции не позволит в достаточной мере учесть наилучшие российские экологические практики вовлечения вторичного сырья в существующие технологии, а также не уточнит некоторые действующие требования.

В качестве основы процессов утилизации в рамках РОП необходимо предложить практику организации целлюлознобумажного производства, исторически основанного на принципах рационального природопользования.

Необходимы гарантии

Из главных акцентов ожидается, что закон уточнит, что расширенная ответственность производителя распространяется на товары и упаковку, переходящие в статус твёрдых коммунальных отходов. В настоящее время для товаропроизводителей как представителей промышленности существенным пробелом обсуждаемой системы РОП является отсутствие чёткого и единого понимания основных её понятий различными участниками.

По мнению специалистов отрасли, способы выполнения нормативов утилизации должны быть в двух форматах: как основной вид экономической деятельности и/или как вспомогательный, второстепенный процесс в рамках основной деятельности по производству соответствующего товара. В отношении ЦБП речь идёт о возможности использования макулатуры для вида экономической деятельности — производства картона как одного из вариантов выполнения нормативов утилизации.

Одновременно с принятием нового закона целесообразно гармонизировать с институтом РОП основополагающий документ при работе с отходами — Федеральный классификационный каталог отходов. Необходимо расширить его назначение в части применения в системе расширенной ответственности производителей. На данный момент в нём нет конкретных распространённых видов отходов в части бумаги и картона, классически идентифицируемых населением как макулатура. В новом законе необходимо усиливать требования к идентификации сбора отходов, объектов обработки и/или утилизации, того, какими отходами надо управлять.

Таким образом, для обеспечения эффективного совершенствования концепции РОП и снижения рисков производителей к дате вступления в силу нового закона требуется обновить все действующие нормативно-правовые акты в этой сфере, более чётко прописав экологические аспекты.

Новое законодательство должно гарантировать компаниям ряд условий, направленных на снижение их рисков. В частности, оно должно обеспечивать однократное выполнение норматива утилизации в отношении единицы материала по его циклу до изделия. В законодательстве необходимо учесть физическую невозможность выполнения нормативов утилизации на 100 %.

Задача выполнима

Важнейшим аспектом является определение объекта распространения расширенной ответственности производителей: товары, товары в упаковке, упакованные товары, упаковка, товары без упаковки, продукция.

Законодательство в области РОП необходимо гармонизировать с терминологией в областях различных производств, торговли, внешнеэкономической деятельности и т. д. Должны быть определены конкретные виды упаковки, однозначно идентифицируемые для целей РОП признаки.

При этом, несмотря на все трудности, задачу по созданию прозрачного и действенного механизма расширенной ответственности производителей игроки ЦБП России считают выполнимой и не сомневаются в необходимости формирования подобного экологического инструмента.