Чтобы привлечь клиентов, банки разрабатывают различные предложения. Но внимательнее всего за новыми акциями следят мошенники, они предлагают их своим «клиентам», разыгрывая при этом целое представление. В числе популярных — предложение о рефинансировании кредита. Правда, вместо экономии по платежам можно запросто стать обладателем ещё одного обязательства, предупреждает начальник управления по информационной безопасности Архангельского ЦБК Александр Пронин.

Рабочая схема

На сценарии с кредитами сейчас приходится более 70% всех хищений. Один из новых вариантов выглядит так: липовый работник банка звонит по телефону и уговаривает жертву взять кредит на выгодных условиях. Когда заёмщик отказывается по причине уже имеющихся обязательств в других банках, ему предлагают подключить программу рефинансирования со ставкой ниже, частью суммы сразу погасить старые долги, а оставшиеся деньги использовать по своему усмотрению. Причём обещают, что ежемесячный платёж в этом случае станет даже меньше. Очень заманчиво!

— Если жертва соглашается и обращается в какой‑либо банк за рефинансированием кредитов, мошенники убеждают её перевести полученные деньги на «единый» или «безопасный» счёт. В результате у человека и старые кредиты не погашены, и новый оформлен. Аферисты пользуются тем, что не во всех российских банках существует контроль целевого использования средств, полученных по программе рефинансирования, как, например, в крупных финансовых учреждениях — там новая сумма автоматически перечисляется на погашение предыдущих кредитов, — объясняет начальник управления по информационной безопасности Архангельского ЦБК.

Не верь глазам своим

Чтобы убедить жертв в том, что они действительно разговаривают с сотрудниками банка, мошенники в последнее время часто используют видеосвязь. Человек видит на экране офисное помещение, одетого в деловом стиле сотрудника. Но на деле это всего лишь декорация!

— Ни работники банков, ни тем более представители правоохранительных органов не звонят гражданам с помощью мессенджеров. WhatsApp или Viber зачастую используют именно мошенники, потому что эти звонки никак не определяются, абонент видит только номер звонящего, который аферисты подделывают или берут в аренду на время. Жертва не может заранее узнать, кто ей звонит, а значит, у злоумышленников больше шансов обмануть ничего не подозревающего абонента, — говорит Александр Пронин.

Звонок по телефонной связи, пусть и мобильной, такой свободы мошенникам не даёт. Во‑первых, есть приложения с платным и бесплатным функционалом, которые позволяют определять информацию о звонящем номере, например — «Антиспам: Kaspersky Who Calls», определители номера от «Яндекса» и «Тинькофф», Truecaller и другие. На некоторых смартфонах встроенные приложения сами могут определять, из какой страны совершается звонок, или даже блокировать подозрительные входящие вызовы.

В любом случае все финансовые операции — это совершенно точно не телефонный разговор. ПИН‑код, коды из уведомлений и CVV‑код карты сообщать нельзя вообще никому, а в случае сомнений лучше позвонить по номеру, указанному на обратной стороне вашей карты, или зайти в ближайшее отделение банка лично.