Звучат главные темы

— Архангельский ЦБК неслучайно является площадкой проведения этого мероприятия, — подчеркнул на открытии мероприятия генеральный директор комбината Дмитрий Зылёв. — Наша компания неоднократно оказывала содействие в подготовке различных издательских проектов, многие из них были отмечены престижными наградами и премиями. Это доказывает, что корпоративный издательский проект может стать высокохудожественным творческим произведением, как это неоднократно было с книгами нашего предприятия.

Партнёрами в проведении конференции являются Торгово-промышленная палата Российской Федерации, РАО «Бумпром», Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова и Архангельская областная научная библиотека имени Н. А. Добролюбова, что подчёркивает её высокий статус.

В работе конференции приняли участие более 80 сотрудников редакций и пресс-служб, отделов корпоративных проектов промышленных предприятий, издательств, типографий, библиотек, а также дизайнеры, художники, фотографы, студенты профильных направлений вузов. Конференция имеет статус всероссийской, среди её участников были представители предприятий, организаций, вузов из Кирова, Екатеринбурга, Москвы, Нижнего Новгорода и многих других городов, из республик Карелия и Башкортостан.

Делегаты презентовали свои корпоративные издания, поделились секретами вовлечения аудитории, форматами продвижения, технологиями издания современных книг. Главная тема встречи — «Корпоративные книги к специальным датам и для специальной аудитории: креативные решения». Участники рассмотрели интересные кейсы, обменялись опытом в новейших методиках и практиках создания современных корпоративных книг, сформировали уникальную продукт-историю в формате практикума.

Проведение всероссийской конференции стало органичной частью фестиваля новой культуры «Белый июнь», который проходил в Архангельске. На его площадках также были представлены многие корпоративные книги. Кстати, их становится всё больше и среди участников ежегодного областного конкурса «Книга года».

— Конференция посвящена не только книгам предприятий, их роли, но и культуре чтения в целом, развитию отраслевых медиа, — рассказала руководитель направления образовательных и консалтинговых программ Академии коммуникации и информации Ксения Хлыстун. — Это мероприятие объединяет многие регионы нашей страны, но данная инициатива родилась именно на Архангельском ЦБК. Сегодня это очень важный образовательный и просветительский проект.

Проекты интересные и перспективные

Как отметила начальник управления по корпоративным проектам комбината — главный редактор газеты «Бумажник» Елена Захарова, одной из важных задач проведения конференции корпоративной книги является обмен наиболее успешными технологиями в книгоиздании. Например, АЦБК имеет огромный опыт создания экспертных советов крупных издательских проектов. Членами таких советов являются ветераны предприятия, журналисты, представители научного сообщества, университетов, библиотек. Участники данных советов выдвигают важные предложения, уточняют фактуры будущих книг, обсуждают акценты. Значимо и то, что ветераны помогают с идентификацией фотоархивов прошлых лет. Именно поэтому наши издания — а это часто исторические книги — отличают высокая точность изложения материала, детальная работа с архивами.

Книгоиздательская деятельность — важная составляющая социальной политики Архангельского ЦБК. Напомним, что дилогия, созданная сотрудниками управления по корпоративным проектам Павлом Фасоновым и Еленой Захаровой, — «Рождение гиганта. 1934–1940» и «Время подвига. 1941–1945» — становилась победителем Национального конкурса корпоративных медиа «Серебряные нити», дважды была удостоена звания лауреата регионального конкурса «Книга года», отмечена премией имени М. В. Ломоносова. Недавним проектом комбината стало издание «Архгипробум: проекты и судьбы», ставшее победителем в Национальном конкурсе «Серебряные нити» в номинации «Высокий уровень решения корпоративных задач».

В марте этого года управление по корпоративным проектам запустило новый творческий проект — «Палитра АЦБК», который дал старт мероприятиям, посвящённым грядущему 85‑летию комбината. Отметим, что история достижений предприятия нашла своё отражение не только в производственных рекордах и государственных наградах, но и в творчестве советских художников. На Архангельском ЦБК экспонируются десятки работ в разных жанрах и технике. Мы решили продолжить эту красивую традицию. Минувшей весной в рамках встречи-знакомства наше предприятие посетили порядка 30 художников, многие из них представляли Архангельское отделение Союза художников России.

В рамках проекта «Палитра АЦБК» будут организованы групповые и индивидуальные посещения комбината в разное время года, конкурс художественных работ с наградным фондом. Красивым завершением нашего проекта станет выставка во Дворце культуры Новодвинска. Работа над картинами уже началась, художники выезжают на производственные пленэры для сбора материала. Победители будут определены в разных номинациях — «Особый взгляд», «Портрет» и других, все они получат ценные призы. В дальнейшем планируется организовать выставку этих работ и выпустить книгу о проекте, его участниках и героях картин.

— Материалы корпоративных изданий имеют очень большие возможности для распространения и применения, — прокомментировала Елена Захарова. — Например, при оформлении Аллеи Героев в Новодвинске использовались фото и тексты из наших книг, также мы предоставляли иллюстрацию дизайн-студии «Карандаш», вошедшую в одно из наших изданий, для создания памятного камня в честь детей войны. Корпоративные книги живут в значительно более широком формате, чем просто хороший подарок.

Особый книжный жанр

Основными форматами конференции стали практикумы, мастер-классы, открытые обсуждения, презентации с возможностью задать вопросы и высказать свои предложения. Так, представители АО «Газпромбанк» Евгения Крутова и Вероника Скобелева рассказали о нескольких своих вышедших изданиях. Наибольший интерес у слушателей вызвали красочный «Путеводитель по России», составленный на основе реальных фотографий и впечатлений о поездках сотрудников финансового холдинга, а также сборник хокку, посвящённый цифровой безопасности.

Юна Летц и Светлана Ефименко, представлявшие московское контент-бюро «Лето», рассказывали об особенностях подготовки изданий. Начальник управления по связям с общественностью АО «Севералмаз» Светлана Антипина и главный редактор журнала Magazine Андрей Жданов представили новинку «Поморские алмазы: девяностые». Эта книга написана в совершенно необычном для корпоративного издания жанре детектива и посвящена рассекречиванию месторождения алмазов имени М. В. Ломоносова.

Создание корпоративной книги — большая работа, в том числе с архивными материалами, сотрудниками и ветеранами предприятия. Фактически это особый жанр в литературе. Когда делаешь такое издание — видишь масштаб дел, личностей людей, которые создают летопись своего коллектива. Почти каждый представитель крупного бизнеса регулярно выпускает корпоративные книги по самым разным поводам. Это мощный имиджевый инструмент коммуникации, позитивного позиционирования предприятия во внешнем и внутреннем пространствах. Часто именно корпоративная книга становится главным предметом подарочного комплекта, который компания вручает сотрудникам, партнёрам или клиентам.

Применительно к Архангельскому ЦБК отметим, что просветительская и образовательная деятельность является значимым сегментом социальной политики комбината. История предприятия неразрывно связана с летописью страны. Необходимо отметить ещё и то, что корпоративные книги значимы для сплочения коллектива, имеют профориентационную направленность, а следовательно, помогают бизнесу устойчиво развиваться и достигать новых успехов.