Преступная схема

— Расскажу о самой распространённой схеме мошенничества, — предостерегает Александр Михайлович. — Вам звонит преступник и представляется специалистом техподдержки «Госуслуг». Он сообщает, что в вашей учётной записи зафиксирована подозрительная активность, а значит, вас взломали и лучше временно заблокировать «Личный кабинет» (или иные варианты). Далее жертве приходит СМС с кодом от портала, а лжеспециалист просит продиктовать цифры. Если гражданин озвучивает код из СМС, сразу после завершения звонка он получает уведомление о смене номера телефона на «Госуслугах».

Что делать в этой ситуации?

— Для начала попробуйте сбросить старый пароль с помощью почты или по номеру телефона, — рассказывает Александр Пронин. — Для этого на странице авторизации выберите «Восстановить». Если не получилось войти с помощью номера телефона, попробуйте аналогичный вариант, только с адресом электронной почты.

Если восстановление через телефон или через почту не работает, то, вероятно, злоумышленники уже успели поменять e-mail и номер телефона в профиле жертвы.

— В таком случае посмотрите список банков, в которых можно онлайн восстановить доступ к госпорталу. Например, Сбербанк, ВТБ, Тинькофф, Альфа-Банк, — подчёркивает эксперт по безопасности. — Новый пароль от аккаунта придёт на номер телефона, который указан в банке как основной. Далее восстановите доступ в одном из центров обслуживания клиентов «Госуслуг». Возьмите с собой паспорт и СНИЛС — покажите их менеджеру. Попросите восстановить доступ к порталу и проверьте, какой номер телефона привязан к профилю, если указан не ваш — сразу замените его.

Доступ удалось восстановить. Что нужно проверить?

Когда вы вернули аккаунт, важно перекрыть мошенникам доступ к вашему профилю, а также выяснить, какие именно данные их интересовали.

Пройдите пошаговую инструкцию, подготовленную экспертом Архангельского ЦБК.

  1. Зайдите в своём профиле в раздел «Безопасность» и выйдите из аккаунта со всех устройств, кроме того, которым сейчас пользуетесь.

  2. Проверьте, правильно ли указаны телефон и почта в графе «Учётная запись». Если там значатся неизвестные номер или адрес, скопируйте их или сделайте скриншот — эти данные помогут в поиске преступников.

  3. Поменяйте номер телефона на свой. Если у вас стандартная или упрощённая учётная запись, для смены потребуется ввести код подтверждения, который придёт в СМС от портала. Когда запись будет подтверждена, нужно сразу обратиться в один из центров обслуживания «Госуслуг» или пройти процедуру восстановления доступа в своём онлайн-банке.

  4. После проверки номера телефона убедитесь, что в профиле указан верный e-mail. Если нет, введите свой адрес. Проверьте почту — там должно появиться письмо от портала. Нажмите в нём кнопку «Подтвердить», далее на ваш номер придёт СМС с кодом — введите его на портале.

  5. В разделе «Безопасность» в подразделе «Действия в системе» посмотрите, был ли вход в «Личный кабинет» банка или микрофинансовой организации (МФО). Если был, то срочно свяжитесь с ними и сообщите, что профиль взломали. Если мошенникам удалось украсть накопления или набрать долгов на ваше имя, подайте в банк или МФО заявление, что это сделали не вы.

— Если мошенники заказали справку из налоговой, выписку о состоянии вашего пенсионного счёта и сведения из трудовой книжки, вероятно, они попытаются оформить заём на ваше имя, — предостерегает Александр Пронин.

В этом случае необходимо выполнить следующие действия:

  • Сообщить о случившемся в техподдержку «Госуслуг» и в полицию.

  • Передать все известные подробности: время взлома, чужие контактные данные, которые появились в аккаунте вместо ваших.

  • Сохранить копию заявления в полицию и талонуведомление о его приёме. Если мошенники наберут долгов на ваше имя, будет проще доказать, что займы брали не вы.

  • Периодически проверяйте свою кредитную историю — данные обо всех ссудах. Так вы быстро узнаете, удалось ли всё-таки мошенникам взять займы, и сможете оспорить их.

Как ещё защитить свой аккаунт?

Внимательно изучите инструкцию и поделитесь ею с близкими людьми. Наша безопасность — в наших руках!

  1. Задайте сложный пароль и не забывайте время от времени обновлять его.

  2. Установите вход с подтверждением по СМС.

  3. Настройте уведомление о входе на «Госуслуги» по электронной почте.

  4. Создайте контрольный вопрос — он защитит от инсценировки ситуации, когда вы забыли пароль и хотите восстановить его с помощью кодов из СМС и почты.

  5. Не раскрывайте никому свои логин и пароль, паспортные данные, не называйте коды из СМС. Помните, что сотрудники «Госуслуг» не обратятся к вам сами, если им не подавали никаких заявок.

  6. Когда в почте вы видите письмо от «Госуслуг» с информацией, которую вы не запрашивали, не торопитесь кликать по ссылке. Проверьте адрес отправителя. Настоящие письма от портала приходят только с почты no-reply@gosuslugi.ru.