Огонь, вода и железобетонные трубы
Летом Архангельский ЦБК особенно красив, да и рисовать на открытом воздухе в тёплую погоду значительно приятнее, поэтому в июле — августе для участников проекта «Палитра АЦБК» запланировано несколько пленэров. Первый состоялся 11 июля.
У Артемия Васендина, пожалуй, самая необычная техника — свои наброски он создавал с помощью лупы и солнечного света. Пирография — интересный, но довольно сложный творческий метод. Линии проявляются медленно, а для работы необходимо палящее солнце.
Прежде чем выбрать место для пленэра, художники посетили железнодорожно-грузовое производство, производство биологической очистки, площадки возле ТЭС‑1 и выпарной станции, любовались панорамой предприятия с крыши ДПЦ‑4 и проплывающими по Северной Двине в районе лесной биржи буксирами.
— Весьма любопытно, — признаётся заслуженный художник РФ Дмитрий Трубин. — Никогда раньше не был на Архангельском ЦБК так детально. Интересно было увидеть работы художников, которые написаны в советское время, особенно, конечно, Юрия Сафронова, у него такая звонкая живопись!
Когда Дмитрий Трубин работал в группе эстетики Архангельского лесопильно-деревообрабатывающего комбината имени В.И. Ленина, он написал серию этюдов на предприятии. Правда, это не индустриальные пейзажи в чистом виде, Дмитрия Александровича больше вдохновляет уходящая натура, очарование старинных сурковских зданий. А ещё в коллекции заслуженного художника — десятки тетрадей Архангельского ЦБК разного года выпуска, в том числе с цитатами классиков. Было время, когда он увлёкся ручным отливом бумаги, и до сих пор восхищается удивительной пластичностью этого материала. В этот раз мастер искал динамику, масштаб и мощь. Рады, что Дмитрий Трубин присоединился к творческому проекту в честь предстоящего 85‑летия Архангельского ЦБК!
50 лет спустя
Ещё один знаковый участник проекта — художница Алла Семакова. В коллекции Архангельского ЦБК хранится её работа «Бумфабрика», датированная 1977 годом. Молодая выпускница Ярославского художественного училища работала на комбинате в составе группы известных живописцев, в которую входил и её отец — Геннадий Анатольевич Семаков.
— Мы все работали в разных цехах, на бумфабрике меня особенно заинтересовал процесс маркировки, девушки мне там позировали, правда, их имён я уже не помню. Результатом этой творческой работы стала одна большая картина и несколько этюдов, — вспоминает Алла Геннадьевна. — Сейчас, конечно, АЦБК сильно изменился, я восхищена!
Правда, пока художница не определилась с темой новой работы. Одно из ведущих направлений её творчества — сюжетно-тематическая картина, выполненная в традициях русской реалистической школы, так что, возможно, Аллу Геннадьевну вдохновят экскурсии по цехам предприятия и встречи с работниками комбината, которые запланированы на осень.
С этюдником по миру
Трудно дался поиск сюжета и Всеволоду Видякину. Всеволод Иванович — опытный, талантливейший мастер, член Союза художников России с 1982 года, к выбору натуры подходит вдумчиво и основательно, но всегда открыт новому. И в рамках первой встречи, и на пленэре он сделал много снимков, а цельного образа так и не родилось.
И вот — настоящее чудо творчества. Всеволод Иванович остановился во внутреннем дворике выпарной станции и разложил свой старенький, ещё советский этюдник. Этому перепачканному красками деревянному ящичку уже лет пятьдесят, он проехал вместе с художником всю Россию и даже побывал за рубежом. Холст установлен, разбавитель и масло тонко пахнут чем‑то цитрусовым. И меньше чем через два часа индустриальный, с устремленными в небо трубами, но при этом тёплый, золотисто-осенний пейзаж практически готов. Ахнула вся группа. Браво, Всеволод Иванович!
Интересно было наблюдать и за работой молодых художников. Марк Никитин увлекается графикой, поэтому на пленэре делал наброски углём, а студентка колледжа культуры Антонина Севастьянова для зарисовок выбрала маркер и акварель. Мария Муталипова, руководитель модельной студии «Новодвиночка», тоже решилась на участие в пленэре. Вообще, вместе со своими воспитанницами она планирует создать коллекцию костюмов в технике бумагопластики, но, пока ученики на каникулах, сделала несколько карандашных набросков.
— Я в полнейшем восторге, столько эмоций, впечатлений, мыслей! Сегодня точно спать не буду, хочется уже начать работать, — поделилась Мария Владимировна.
Искусство — вечно!
Напомним, что проект «Палитра АЦБК» приурочен к грядущему юбилею комбината, а выставка творческих работ станет красивым подарком предприятию в год его 85‑летия. А ещё — это возможность проявить свои таланты и оставить след в истории предприятия. Наличие профессионального образования не является обязательным условием, присоединиться к творческой работе можно в любой момент.
В рамках проекта проводятся групповые и индивидуальные посещения АЦБК, итоги подведём в мае 2025 года. Главный приз — 85 тысяч рублей. Номинации конкурса: «Индустриальный пейзаж», «Портрет», «Особый взгляд». Также планируется приобретение работ по индивидуальной договорённости.
Заявки на участие в проекте присылайте на электронную почту: voronina.olga@appm.ru.
Телефоны для справок: