Печальная статистика
Как отметил заместитель руководителя администрации губернатора и правительства Архангельской области Владимир Ананьев, ситуация в сфере дистанционного мошенничества остаётся сложной. С начала года на территории региона зарегистрировано более четырёх тысяч криминальных деяний в сфере IT. Сумма причинённого ущерба организациям и гражданам оценивается в 500 миллионов рублей, хищение 65 миллионов рублей правоохранительным органам удалось предотвратить.
— За первую неделю июля в области совершено 125 преступлений с использованием мобильной связи и сети Интернет: это кражи, мошенничества, незаконный доступ к компьютерной информации, персональным данным, — сообщил Владимир Ананьев. — При их совершении использовались 283 абонентских номера восьми операторов сотовой связи, в 41 случае — мессенджеры. В этой связи нужно совместно с операторами сотовой связи выработать новые подходы к профилактике преступлений в сфере IT.
Операторы на связи
По словам региональных представителей компаний, оказывающих услуги сотовой связи, в настоящее время все крупные операторы подключены к платформе идентификации вызовов.
Она позволяет выявлять подозрительную активность: например, массовый обзвон абонентов с одного номера телефона или использование фишинговых номеров. Эта мера признана действенной, однако злоумышленники постоянно совершенствуют мошеннические техники и схемы.
В последнее время участились случаи, когда аферисты моделируют голос человека, с которым потерпевший знаком, и от его имени просят перевести денежные средства или выполнить другие действия, чтобы получить доступ к банковским счетам, персональным данным и другим сведениям.
Чтобы защититься от преступников, нужно следовать правилам:
- ни под каким предлогом не передавать посторонним поступившие на телефон коды из СМС;
- не решать по телефону финансовые вопросы, даже если к вам обращается хороший знакомый;
- немедленно прекратить разговор, если позвонивший незнакомец заводит речь о деньгах, «безопасных» счетах, продлении договора сотовой связи;
- чтобы защититься от несанкционированного доступа к персональным данным на портале «Госуслуги», обязательно подключите двухфакторную идентификацию.
В качестве нового элемента профилактики на заседании предложено дополнительно проводить разъяснительную работу с абонентами, входящими в фокус-группу: например, людьми определённого возраста или жителями конкретного населённого пункта, где фиксируется рост IT‑преступлений.
Подождите. Охладитесь
Как рассказали на совещании, статистика показывает, что в подавляющем большинстве случаев жертвы IT‑преступлений переводили злоумышленникам не личные сбережения, а средства, полученные в качестве кредитов от банков. Здесь, по мнению участников рабочей группы, одним из действенных элементов профилактики может стать внедрение «периода охлаждения» при получении гражданами крупных потребительских кредитов.
Инициатива, с которой уже выступил Центробанк России, предусматривает предоставление клиенту денежных средств не в день обращения, а по истечении определённого срока, например — через трое суток. За это время заёмщик сможет обдумать ситуацию и выйти из‑под влияния аферистов.
Как отметил Владимир Ананьев, данный механизм планируется обсудить на одном из следующих заседаний рабочей группы с участием представителей финансовокредитных учреждений региона.