Злоумышленники постоянно меняют декорации, чтобы обмануть своих жертв, но главные методы, которыми они добиваются своих целей, — сильные эмоции и спешка.

Если вас запугивают и торопят — это наверняка мошенники! Но новая схема гораздо изящнее. Рассказывает начальник управления по информационной безопасности Архангельского ЦБК Александр Пронин.

Только сегодня и только для вас

Теперь злоумышленники звонят своим жертвам от имени операторов связи и предлагают перейти на непубличный тариф с выгодными условиями. Обычно с подобной схемой мошенники обращаются к клиентам, которые имеют долгий стаж сотрудничества с каким-то оператором. Им предлагается перейти на «специальный тариф» с эксклюзивными условиями. Например, услуги связи будут стоить в два раза дешевле.

Условие перехода на новый тариф одно — заплатить абонентскую плату за несколько месяцев вперёд. Ссылку для оплаты присылают в мессенджере под предлогом того, что условия не публичны. В результате жертва переходит на поддельный сайт, лишается денег и передаёт данные своей карты мошенникам.

— Опасность подобной схемы заключается в её правдоподобности, — отмечает Александр Пронин. — Операторы связи действительно часто предлагают специальные условия с серьёзными скидками своим давним клиентам. Оплата в таком случае также взимается за несколько месяцев вперёд. Но в случае реального предложения звонок поступает с официального номера кол-центра. Кроме того, оплата производится не с карты клиента, а с его счёта в «Личном кабинете».

Паническая СМС-атака

Также в последние месяцы в России наблюдается значительный рост атак со стороны мошенников, среди которых всё более популярной становится тактика массой отправки СМС на номер жертвы. Параллельно пострадавшему звонит якобы представитель сотового оператора, который предлагает помощь, но сначала просит абонента подтвердить свои персональные данные и ввести коды, полученные в СМС.

Преступники рассчитывают (и вполне оправданно!) на панику своих жертв, которые в спешке и на эмоциях могут ответить на любое сообщение и ввести код.

— Одним из ярких случаев мошенничества по этой тактике стал инцидент в Краснодаре. Жители получили спам-сообщения, в которых говорилось о якобы выписанных на их имя штрафах, — рассказывает Александр Пронин. — В СМС также была ссылка, ведущая на поддельную страницу. Пройдя по ней, люди подвергали опасности телефоны, личные данные, а также данные своих банковских карт.

По такой же схеме мошенники массово рассылают СМС, уведомляющие о якобы открытии кредита в банке. Если жертва, перейдя по посторонней ссылке, вводит свои данные, аферисты получают доступ к персональной информации и конфиденциальным сведениям. Это позволяет злоумышленникам получить контроль над всеми мобильными приложениями абонента.

Правила информационной безопасности:

  • Никогда не сообщать коды из СМС собеседникам по телефону.
  • Не брать трубку при входящих звонках с неизвестных подозрительных номеров и не перезванивать на них. При малейшем подозрении на мошенников сразу завершать разговор.
  • Не обсуждать никакие финансовые вопросы по телефону с незнакомыми собеседниками.
  • Внимательно проверять адрес сайта банка или кредитной организации при совершении действий со своими счетами. При покупках в Интернете пользоваться только знакомыми сайтами, также не забывая каждый раз убеждаться в их подлинности.