Миссия мастер-плана

Архангельская агломерация — крупнейшая в Российской Арктике: численность населения на территории, где сосредоточены образовательный и промышленный центры региона, а также один из ключевых транспортно-логистических пунктов Большого Северного морского пути, сегодня превышает 490 тысяч человек.

Города агломерации — Архангельск, Северодвинск и Новодвинск — формируют 60 % валового регионального продукта. Укрепление кооперационных цепочек между ними — в образовании, промышленности, логистике и трудовой миграции — приоритет, заложенный в мастер-плане, рассчитанном на период до 2035 года. В данный документ включены важнейшие действующие и планируемые к реализации инфраструктурные инвестпроекты. При этом основная миссия сформированного мастер-плана — бережно хранить вековые традиции Русского Севера и на их основе создавать будущее.

Александр Цыбульский доложил президенту, что реализация этой стратегической миссии требует координации по десяти основным направлениям: пять из них нацелены на рост экономики, ещё пять — на развитие городской среды.

— Первый приоритет — это развитие логистики, у нас есть правительственное решение о развитии Архангельского транспортного узла. Мы провели большую работу с нашим стратегическим партнёром — государственной корпорацией «Росатом», — отметил губернатор. — Уже готова финансово-экономическая модель и на выходе — инвестиционная декларация о строительстве нового глубоководного района морского порта, который станет обрабатывать до 25 миллионов тонн различных грузов. В целом все портовые мощности будут создаваться за счёт частного капитала, уже есть инвесторы, которые подтвердили свою готовность.

Важный вопрос — это дальний и ближний подходы к морскому порту в части модернизации, в первую очередь — Северной железной дороги, чтобы увеличить её пропускную способность. Даже сегодня порт способен переваливать до 11 миллионов тонн, но ограничения по железной дороге не позволяют выйти на цифру больше, чем 6 миллионов.

Второй приоритет, по словам губернатора, также является традиционным для Архангельской области — это судостроение и судоремонт, которые особенно активно стали развиваться после введения секторальных западных санкций.

— Корабли вернулись на обслуживание в наши порты. У нас за четыре года в 2,5 раза увеличился объём судоремонта, наши предприятия обеспечены заказами на несколько лет вперёд. Сейчас мы ставим перед собой задачу дальнейшей модернизации основных мощностей. Базовым объектом станет филиал «Звёздочки» — завод «Красная Кузница». В настоящий момент при поддержке Минпромторга и Объединённой судостроительной корпорации началась модернизация его мощностей. Задача к 2035 году — увеличение как минимум в три раза объёма судоремонта, — подчеркнул глава региона.

Один из приоритетов — ЛПК

Важнейшим приоритетом в рамках реализации мастер-плана развития Архангельской агломерации Александр Цыбульский назвал науку и образование.

— 61 % всех студентов Арктической зоны учатся в Архангельской агломерации. Здесь флагманским проектом является уже реализуемое на сегодняшний день строительство межвузовского кампуса «Арктическая звезда». Это придаст серьёзный импульс для дальнейшего развития научно-образовательного потенциала. В рамках кампуса запланировано создание двух головных центров компетенций — в области судостроения и глубокой переработки древесины. Кроме того, здесь будет сосредоточено развитие науки в сферах морской логистики и здоровьесбережения в Арктике.

Якорным туристическим проектом мастер-плана станет создание распределённого культурно-исторического парка «Колыбель российского флота» с центром в Соломбале, где располагалась первая судоверфь, построенная Петром I. В парк войдут ключевые объекты культуры, объединённые темой мореплавания: Новодвинская крепость, Гостиные дворы, музейный квартал «Старый Архангельск».

Говоря о таких традиционных для региона приоритетах, как лесопромышленный комплекс и целлюлозно-бумажная промышленность, Александр Цыбульский заострил внимание на необходимости модернизации существующих производственных мощностей основных предприятий отрасли.

— В планах — создание кластера деревянного домостроения и строительных материалов, техническое перевооружение существующих мощностей Архангельского ЦБК, а также масштабирование производства импортозамещающей продукции, которая используется в ЛПК и ЦБП, — добавил губернатор.

Говоря о планах развития инфраструктуры и городской среды в целях повышения качества жизни людей, Александр Цыбульский отметил, что региональные власти делают ставку на строительство без потери северной идентичности и с минимальной нагрузкой на экологию.

— Результаты реализации мастер-плана уже просчитаны. Это увеличение в пять раз перевалки через порт, 15‑процентный рост гражданского судостроения, двукратное повышение объёма продукции высокого передела в лесопромышленном комплексе, включая лесохимию, и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, — сообщил глава Поморья.

Александр Цыбульский отметил, что в рамках мастер-плана развития Архангельской агломерации будут решаться и социальные вопросы. Необходимо добиться реализации президентского поручения по жилищной обеспеченности в размере 38 квадратных метров на человека. Поморье сегодня является лидером по темпам жилищного строительства в Арктике, но одновременно, к сожалению, и антилидером по наличию аварийного жилья.

В ходе встречи глава региона также обозначил основные проекты, направленные на модернизацию инженерной и коммунальной инфраструктуры.