Это незаконно!
Итак, новый документ вводит запрет на использование зарубежных мессенджеров при общении с клиентами для госорганов, банков, операторов связи и крупных сайтов. Также с 1 сентября 2025 года компании и ИП должны будут передавать номера своих телефонов операторам связи, чтобы те подключили маркировку звонков. Так человек сразу увидит, кто ему звонит, и обмануть его будет сложнее. Если ваш собеседник представляется сотрудником банка, а на экране вы видите надпись «виртуальный номер», «интернет-звонок» или иное схожее обозначение, кладите трубку!
Сообщения от «Госуслуг», согласно новому закону, теперь не должны приходить во время телефонного разговора. Это касается и кодов подтверждения. А при смене пароля от «Личного кабинета» на портале пользователь будет получать два сообщения: первое — предупреждающее, только затем — сам код подтверждения. Предполагается, что эта мера позволит избежать случаев, когда мошенники вводят жертву в заблуждение, сообщая, что ей сейчас придёт код для подтверждения доставки или, например, от домофона.
Плюс абонент сможет запретить массовые автоматические звонки и СМС‑рассылки с незнакомых номеров и пожаловаться оператору, если вызовы продолжатся. Кроме того, закон позволяет установить через «Госуслуги» самозапрет на дистанционное оформление сим‑карт и ограничивает передачу сим‑карты третьим лицам, теперь это можно делать только близким родственникам. Также предусмотрено автоматическое удаление старого номера телефона из «Личного кабинета» на «Госуслугах» и банковских приложений при отказе от него.
Ответственность банка
Банки будут обязаны отслеживать операции по снятию денег в банкоматах на наличие признаков выдачи средств без добровольного согласия клиента. Признаки подозрительных операций по снятию наличных определит Центробанк России. При их обнаружении финансовая организация должна на 48 часов ограничить выдачу наличных до 50 тысяч рублей в сутки и уведомить об этом клиента.
Новый закон вводит институт доверенных лиц. Клиент может назначить человека, который будет подтверждать совершение банковских операций: переводов, выдачи наличных и так далее. Такая мера рассчитана прежде всего на пожилых людей, особенно уязвимых перед мошенниками. Банк будет уведомлять доверенное лицо при совершении клиентом операции и без подтверждения проводить её не имеет права.
Опасный двойник
Однако можно наверняка быть уверенными в том, что мошенники не менее пристально следят за изменениями в законодательстве и придумают новые схемы. В частности, в 2025 году эксперты прогнозируют рост количества преступлений с использованием искусственного интеллекта. Атакам с применением современных технологий подвергаются и сотрудники Архангельского ЦБК. Так, злоумышленники пытаются войти в доверие к работникам компании, подделывая аккаунты, голос и даже видео руководителей предприятия!

— Напоминаю коллегам, что вся официальная переписка на нашем предприятии ведётся только посредством корпоративной почты, звонки осуществляются через официальные и проверенные номера телефонов, поручения не даются путём СМС или через мессенджеры. Любая деятельность на АЦБК, связанная с контактами с правоохранительными органами или спецслужбами, осуществляется только управлением службы безопасности комбината! — говорит начальник управления по информационной безопасности Архангельского ЦБК Александр Пронин.
Мошенники могут создать клоны аккаунтов и ваших друзей или родственников, так что всегда лучше перепроверить информацию (особенно если речь идёт о деньгах), перезвонив собеседнику по номеру телефона, который записан у вас в списке контактов.
Действенный способ защитить себя от нежелательных сообщений в «Телеграме» — настроить его таким образом, чтобы сообщения и звонки поступали только от людей из списка ваших контактов. Для этого нужно зайти в «Настройки», перейти в раздел «Конфиденциальность» и напротив строк «Звонки» и «Сообщения» поставить галочку в графе «Контакты». И обязательно установите двухфакторную идентификацию в ваших мессенджерах, чтобы злоумышленники не смогли их взломать и обмануть ваших родных, друзей и коллег!