Вероятно, осталось немного ветеранов предприятия, которые были лично знакомы с главным инженером Архбумкомбината Сергеем Мельниковым. Он стал для меня производственным наставником, человеком, который в какой-то мере заменил отца. Поэтому в дни юбилея родного предприятия о его личности и заслугах хотелось бы сказать особо.

Первый знакомый

Первым, с кем меня познакомил на Архбумкомбинате начальник окорочного цеха (участок хильбомов) Анатолий Иванович Сидоров, был С. Ф. Мельников. Шёл август 1955 года. Наш цех работал только летом, а зимой ремонтировался.

Сергей Фёдорович начинал свой обычный обход комбината с нашего подразделения, где велась работа по окорке древесины на предстоящий период. На высоком берегу был хороший обзор плотов на реке, и здесь он вёл разговор с начальником рейда и начальником лесного цеха. Не забывал также интересоваться деятельностью окорочного цеха и давать указания.

После полутора лет работы в окорочном цехе Сергей Фёдорович перевёл меня в ремонтно-механический цех заместителем начальника. Этому подразделению я посвятил 15 лет трудовой биографии. Тогдашний начальник цеха Ю. А. Павлов был командирован в Финляндию на приёмку оборудования для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, а я занял его место.

Бывая в РМЦ, Сергей Фёдорович часто разговаривал со мной по вопросам организации ремонта и изготовления запасных частей. Его кабинет находился на втором этаже ремонтно-механического цеха, и он, проходя по станочному участку, внимательно осматривал оборудование, почти всегда спрашивал, что это за узел или деталь. Я сначала не понимал — зачем, а потом понял: он хотел, чтобы я всё знал досконально.

Архбумкомбинат расширяется

Комбинат расширялся, а ремонтных площадей не хватало. Я обратился к Сергею Фёдоровичу с просьбой построить ещё один цех. Документация была подготовлена. Мельников сказал, что средства на этот объект не выделяют, но, если организовать устройство нулевого цикла во внерабочее время, дальше можно будет что-то придумать. Больших трудов мне стоило организовать данный процесс, но вскоре, словно в сказке, быстро вырос новый корпус.

На втором этаже разместили конструкторское бюро, ранее оно располагалось в неприспособленном помещении. С согласия Сергея Фёдоровича началось увеличение площадей ремонтно-механического цеха: появился станочный участок, построили новые помещения, расширили модельный участок и плац литейного участка, а также реконструировали раздевалки и душевые.

Первое серьёзное поручение от Мельникова было направлено на строительную часть и монтаж второй линии кислородной станции. Я сначала отказывался, но Сергей Фёдорович сказал, что помогать мне будет начальник производства А. А. Мурашев. Всё получилось, и пуск прошёл успешно. Затем поступило задание организовать на открытой площадке монтаж пилорамы с транспортёрами и лесотаской. До этого на комбинате была только шпалорезка, руководил которой М. Т. Богер.

Был начат монтаж бумагоделательных машин № 3 и № 4. Кстати, третья буммашина была доставлена на комбинат по репарации из Германии, точнее — её отдельные узлы. Например, у агрегата не было напорного ящика. Его изготовили силами ремонтно-механического цеха в железобетонном исполнении. Через год был закуплен и установлен заводской напорный ящик. Отсутствовали четыре стойки прессовой части, была разукомплектована сушильная часть машины, пришлось часть узлов изготавливать на комбинате и заказывать на машиностроительных предприятиях. Во всём этом непосредственно участвовал Сергей Фёдорович.

БДМ-4 была детищем Днепропетровского завода, имела значительные конструкторские недоработки и низкое качество узлов и деталей. Механикам потребовалось много лет, чтобы довести эту машину до нужной кондиции.

Путевой инцидент

По предложению Мельникова началась замена футерованных котлов на биметаллические. Однако с первым котлом произошёл непредвиденный инцидент при его транспортировке. Котёл доставили из Швеции по морю и двумя буксирами по реке до комбината. Затем потребовалось перевезти агрегат по территории предприятия.

Был разработан проект организации работ, а доставку поручили такелажникам ремонтномеханического цеха и подрядчикам. Всё шло по плану, пока котёл на металлическом листе тремя тракторами не подвезли к железнодорожному переезду, который надо было преодолеть. Но почему-то брус между рельсами уложили ниже головки рельса, и, как только заехали на пути, лист приварило к рельсам так, что пришлось скатывать котёл с листа и приводить весь переезд в порядок.

На это потребовалось незапланированное время, а между тем к месту инцидента подошла железнодорожная «вертушка» с углём для теплоэлектростанции. Как понимаете, проехать через переезд было невозможно. Из-за нехватки угля ТЭЦ-1 оказалась на грани остановки. Руководство комбината прибыло на место происшествия. Конечно, всем досталось, в том числе и мне...

К производству — рационально

Значительные мероприятия были осуществлены Сергеем Фёдоровичем с участием ремонтных служб комбината. В отбельном цехе проведена замена фильтров, вместо ленточных транспортёров внедрены шнеки подачи массы, в сушильном цехе на одном из пресспатов смонтирована сушка из восьми цилиндров, в кислотном цехе снижена загазованность.

Серьёзным фактором было постоянное наличие цистерны с хлором прямо в центре производственной площадки комбината, совсем рядом с ремонтно-механическим цехом. За её исправностью пристально следили.

Особой заботой Мельникова были сцежи —ёмкости для промывки массы после выдувки из варочного котла. Круглогодичные работы по замене облицовки сцеж даже при смене технологии ремонта и применении новых материалов не давали положительных результатов. Свежая идея появилась после командировки главного инженера в Швецию. Предложение заключалось в их облицовке кислотоупорным листом. Мероприятия выполняли подрядчики, но, очевидно, у них не было достаточного опыта, какими электродами сваривать углеродистые стали с нержавеющими при существующей агрессивной среде внутри сцежи. Продержалась эта облицовка недолго, всё разрушилось, и пришлось сцежам доживать по старой технологии — до ликвидации сульфитного производства.

Лесная биржа с её пятью кабель-кранами и почти километром гидролотков постоянно требовала ремонта подкрановых путей, гидролотков и замены несущих канатов кабелькранов. На этом объекте у Сергея Фёдоровича были надёжные помощники.

ДПЦ-1 — цех, где в барабанах производилась окорка древесины, а затем в рубильных машинах — щепа. С особым уважением С. Ф. Мельников относился к начальнику цеха Н. А. Тихонову. Это было подразделение без механизации, где применялся тяжёлый ручной труд. Большую часть коллектива составляли женщины.

По предложению Сергея Фёдоровича силами ремонтно-механического цеха организовали механическую уборку коры из бассейна — ранее эту операцию выполняли вручную. Также по идее Сергея Фёдоровича главный механик комбината В. Г. Зуев обеспечил проектирование и курировал работы, связанные с механической подачей древесины на лесотаски.

На теплоэлектростанции комбината при С. Ф. Мельникове производилась реконструкция котлоагрегатов, большие работы по гидрозоудалению. Но корьевые котлы работали не совсем надёжно. Мельников в шутку как-то сказал: «Если будет совсем плохо, то на железнодорожные пути поставим паровоз марки „Феликс Дзержинский“, который по производительности пара равен одному котлу».

Диалоги на равных

При комбинате работал отдел рабочего снабжения, руководил которым Н. В. Спасский. Часть продуктов закупалась в соседних колхозах, которые обращались за помощью к комбинату. Так, Мельников по просьбе ОРСа дважды отправлял меня и конструктора в колхоз для проектирования и изготовления транспортёров для уборки отходов в стойлах крупного рогатого скота.

Справедливости ради надо сказать, что в то время ремонтные службы комбината постоянно привлекались к помощи в социальной сфере, однако прерогативой всегда оставались потребности Архбумкомбината.

Мне особо вспоминается чуткое отношение Сергея Фёдоровича к сотрудникам, особенно к рабочим, специалистам. Он очень их уважал и вёл с ними диалог на равных. Что касается общения с молодыми тружениками, то его тёплое отношение чувствовалось как-то особенно: если давал задание, то тут же учил, как сделать, в процессе исполнения перепроверял несколько раз. Я это понял на примере реконструкции пресспата, мероприятий в кислотном цехе и других цехах. За период моей работы на комбинате только через ремонтно-механическое производство от рабочих до руководителей разного ранга прошли 16 человек.

Зарисовки из жизни

Вспоминается и курьёзный случай. Сергей Фёдорович никогда не обращался по личным вопросам, но после командировки в

Швецию, где он увидел, как пожилые люди на взморье ловят рыбу, решил и сам попробовать.

Он попросил меня и начальника рейда подобрать лодку и подготовить удобное кресло, лебёдку с необходимыми атрибутами (в то время спиннингов не было).

Всё было выполнено, мы пригласили Мельникова осмотреть приготовленное. Однако, как только он стал садиться в лодку, она закачалась, он чуть не упал в воду, его удержали, но на этом рыболовный эксперимент был закончен. Очевидно, его фигуре (а мужчина он был весьма крупный) требовалась другая лодка, а не стандартная деревянная.

Мельников хорошо знал производство, и у него всегда хватало идей по реконструкции, модернизации, замене оборудования. Его требовательности и настойчивости можно было позавидовать. Он всегда старался быть справедливым, потому что сам в своё время от несправедливости пострадал.

Для меня Сергей Фёдорович являлся хорошим наставником, который привил мне системный подход к работе. Так случилось, что после ввода здания управления АЦБК второй этаж ремонтно-механического цеха передали отделу главного механика. В должности главного механика я более 30 лет работал в бывшем кабинете Сергея Фёдоровича.

После перехода на работу в Москву в Союзоргбумпром С. Ф. Мельников всегда проявлял интерес к жизни комбината и, конечно же, к подчинявшимся ему ранее ремонтным подразделениям Архангельского ЦБК.

Главный среди инженеров

26 июня 1961 года главному инженеру Архбумкомбината Сергею Фёдоровичу Мельникову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он стал первым главным инженером, работавшим в целлюлозно-бумажной отрасли, удостоенным этой высшей государственной награды.

С. Ф. Мельников родился 29 мая 1898 года во Владимирской губернии. После окончания Ленинградской лесотехнической академии с 1926-го по 1937-й трудился на Дубровском лесобумажном комбинате в Ленинградской области, где прошёл путь от мастера до технического директора.

Однако успешную карьеру прервала эпоха Большого террора: в 1937 году его обвинили во вредительстве и осудили на 20 лет исправительно-трудовых лагерей. Впоследствии реабилитировали. Даже в статусе осуждённого Сергей Фёдорович продолжал трудиться на руководящих должностях, а в 1947-м его назначили главным инженером Архбумкомбината.

Это был высококлассный профессионал, который встал во главе работы по выводу предприятия на проектные мощности. Он не боялся поручать молодым специалистам сложные и ответственные дела, выдвигать их на ответственные посты. Многие руководители комбината 1960–1980 годов были обязаны своим продвижением по служебной лестнице именно С. Ф. Мельникову. В их числе П. А. Ершов, М. И. Калинин, В. А. Ишханов, В. А. Чуйко, Б. М. Ценципер. Много сил он вкладывал в укрепление потенциала ремонтно-механических мастерских, конструкторского бюро. Под его началом комбинат в пять раз увеличил свои возможности по выработке целлюлозы, были пущены в эксплуатацию десятки цехов, технологических и энергетических агрегатов.

В 1962 году Сергей Мельников как один из главных специалистов целлюлозно-бумажной отрасли был переведён в Москву, где занимал должность главного инженера Всесоюзного объединения «Оргбумпром». Он был в числе разработчиков проекта строительства второй очереди Архбумкомбината — современного производства картона. Сегодня в честь Сергея Фёдоровича на здании управления комбината, которое располагается по адресу: улица Мельникова, 1, установлена мемориальная доска.