Герой пусков

С Саулом Соломоновичем Карасиком я работал с 1963 по 1972 год. Это был отличный инженер с энциклопедической эрудицией, которая давала ему возможность решать самые сложные технические задачи. Его кабинет располагался на втором этаже ремонтно-механического цеха, в непосредственной близости от моего. Это позволяло нам оперативно решать все рабочие вопросы.

Первыми задачами, которые обозначил С. С. Карасик, стали развитие энергохозяйства комбината и организация стабильного функционирования первой теплоэлектростанции, а также дальнейший ввод в эксплуатацию новых энергетических мощностей. Были решены вопросы подачи угля, подготовки угля на мельницах к сжиганию, насосного хозяйства, гидрозолоудаления, водоподготовки.

Всё в основном выполнялось конструкторским бюро комбината и централизованными службами механиков, строителей, энергетиков и киповцев. Одновременно налаживалась работа корьевых котлов. Велись технические мероприятия на складе угля на нижней бирже: строился причал, монтировались портальные краны, а также радиальный кабель-кран (советского опытного производства). С этим краном были проблемы весь период его эксплуатации, главный конструктор крана почти постоянно находился на комбинате.

Значительные мероприятия осуществлялись под руководством С. С. Карасика на бумагоделательной машине № 3, доставленной на комбинат по репарации из Германии отдельными узлами. Пришлось для неё заказывать на стороне недостающее оборудование. Был полностью переоборудован привод сушильной части БДМ‑4, так как некоторые узлы машины находились в неработоспособном состоянии, кроме того, на данном агрегате был смонтирован суперкаландр.

Уже на стадии строительства сульфатного завода С. С. Карасик предусмотрел и ремонтные работы особо сложного оборудования. На одном из технических совещаний Саул Соло-монович предложил мне заняться вопросом ремонта питателей низкого и высокого давления (важные узлы оборудования варочного цеха). Фактически это был первый опыт деятельности по импортозамещению в условиях комбината, ведь остальные предприятия данные питатели направляли на ремонт за рубеж.

Была подготовлена целая программа ремонта, создан участок в ремонтно-механическом цехе, где трудились опытные слесари и станочники под руководством В. И. Теровкина. Сотрудник отдела главного механика С. И. Беляев организовал работу по приобретению материалов для наплавки роторов, были привлечены специалисты по технологии наплавки. Состоялось несколько командировок в Финляндию для ознакомления с данными технологиями.

В результате эти технические операции мы стали осуществлять в условиях комбината. Позднее был построен специальный корпус для размещения карусельного и токарного станков, использовавшихся для обработки деталей питателей третьей очереди комбината.

Ситуация под контролем

Продолжалось и строительство, освоение производственных объектов второй очереди, С. С. Карасик был назначен руководителем пуска картонной фабрики. Сложным оказался старт работы картоноделательной машины № 2, на отдельных узлах которой выявились серьёзные недостатки, агрегат по решению завода-изготовителя и руководства комбината пришлось остановить на 45 дней, которые посвятили устранению всех замечаний. Для стабильной работы на КДМ‑2 был выполнен ряд значимых технических задач.

Много внимания требовала и картоноделательная машина № 1, находившаяся под постоянным надзором главного инженера. Здесь велись реконструкция отдельных узлов, мероприятия по устранению течи масла, по диагностике подшипниковых узлов, занимались вентиляционными системами, проводили серьёзные ремонты подкрановых путей картонной фабрики. Важные работы по КДМ‑1 — устранение несоответствия по уровню лицевой и приводной сторон шин агрегата методом установки прокладок, а также монтаж распорных устройств между станинами приводной и лицевой сторон сушильной части машины.

Работы на хлорном заводе, особенно в зале электролиза и на холодильной установке, С. С. Карасик контролировал постоянно. Также под его кураторством на ремонтно-механическом заводе был установлен котёл для вулканизации изделий после облицовки резиной.

Цех древесноволокнистых плит лихорадило из-за нестабильной работы пресса: частые выходы из строя колонн пресса, вопросы затяжки гаек колонн, даже выход из строя цилиндров. Саул Соломонович предложил несколько вариантов, в частности — нормализацию резьбовых частей колонн, замену на другой материал, более устойчивый к переменным нагрузкам. Однако не получилось. Тогда он выдвинул идею обратиться к институту, который курировал работу такого вида прессов, но с усилием в десятки тысяч тонн (наш пресс давал усилия в четыре тысячи тонн). Мы пригласили специалистов — и всё наладилось. Отмечу, что как раз в это время к руководству цехом пришла Антонина Евгеньевна Насибян.

По предложению С. С. Карасика силами сотрудников РМЗ были изготовлены несколько экземпляров высокомощных вентиляторов, которые были смонтированы на нижней бирже и подавали воздух в реку по предписанию надзорных органов.

На Архангельском ЦБК после ввода второй очереди и монтажа радиальных и портальных кранов появилась необходимость более ответственного подхода к обслуживанию, ремонту и надзору за грузоподъёмными механизмами.

В результате Саул Соломонович предложил создать специальную конструкторскую группу по грузоподъёмным устройствам. Располагалась эта группа на втором этаже ремонтно-механического цеха, ею руководили Сара Иосифовна Гриншпон и Альберт Алексеевич Бурнашев.

У истоков третьей очереди

Комбинат расширялся, вводились в эксплуатацию молодые цеха, а центральная ремонтная служба нуждалась в дополнительных производственных помещениях. С. С. Карасик поручил мне подготовить для неё техническую документацию по договору с Ленинградским проектным институтом. Вскоре началось строительство новых корпусов. Надо сказать, что и ремонтно-строительные подразделения, и электроцех длительное время работали в неприспособленных помещениях. Но затем и до них дошла очередь переезжать в новые корпуса.

На комбинате находилось значительное количество ёмкостей, футерованных резиной, а в спиртовом цехе даже были установлены деревянные ёмкости, скреплённые специальными бандажами. С. С. Карасик предложил перенять опыт обращения с титаном в Северодвинске. Были заменены некоторые ёмкости в спиртовом и варочном цехах сульфитного производства. Появилась программа по изготовлению ёмкостей из титанового листа. Выполнялось это силами ремонтных служб комбината и подрядчиков.

Саул Соломонович стоял у истоков проектирования третьей очереди комбината. Шёл процесс выбора места строительства. Сразу после назначения по пост директора Архангельского ЦБК С. С. Карасик организовал и возглавил поездку делегации инженеров и главных специалистов во Францию, где уже функционировали подобные варочные установки.

При его участии своевременно решались вопросы ввода жилья. Вспоминается случай. На пересечении новодвинских улиц Мира и Димитрова находился жилой двухэтажный деревянный дом, его требовалось снести, так как он мешал устройству дороги. С. С. Карасик предложил мне передвинуть этот дом на специальных технологических санях. Выполнив все необходимые подготовительные работы силами ремонтно-механического цеха, строение переместили, оно и сейчас там стоит.

Подчеркну, этого человека всегда отличал грамотный, аналитический подход к техническим вопросам, он пользовался огромным авторитетом среди инженерно-технических работников, а его выводы и решения неизменно оказывались правильными.

Даже перейдя на новое место работы в Архгипробум, он не утратил взаимодействия с Архангельским ЦБК. Саул Соломонович всегда был на связи с представителями комбината, помогал им в решении сложных вопросов, касавшихся ремонта и эксплуатации оборудования, в том числе и мне как главному механику.

От редакции

Саул Карасик, окончив энергетический факультет Минского политехнического института, начал трудовую биографию в должности инженера-теплотехника на Сокольском ЦБК. Затем стал главным инженером этого предприятия.

После перевода в Москву главного инженера Архангельского ЦБК Сергея Фёдоровича Мельникова Саул Соломонович получил назначение от Министерства целлюлозно-бумажной промышленности на освободившуюся вакансию. В должности главного инженера работал с 1963 по 1969 год. Со стороны комбината как заказчика именно на его плечи легла работа по техническому руководству строительством второй очереди АЦБК.

С 1970-го по 1972-й занимал пост директора комбината. Сыграл огромную роль в разработке технической документации третьей очереди. Многое он сделал и для развития энергохозяйства комбината. Для получения передового опыта С. С. Карасик и группа представителей АЦБК побывали на целлюлозно-бумажных предприятиях Франции.

В 1972 году он попал в автомобильную аварию и получил серьёзные травмы.

В связи с этим Саулу Соломоновичу пришлось просить министра ЦБП освободить его по состоянию здоровья от ответственной директорской должности и перевести на научно-практическую работу. Так С. С. Карасик стал директором Архангельского филиала Государственного института по проектированию предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, которым руководил последующие 26 лет.