
Производственное крещение
Владимир Чуйко начал работу на Архангельском ЦБК в 1959 году. Сначала — в качестве рабочего, затем — сменным мастером варочного цеха. В январе 1962‑го главный инженер комбината Сергей Фёдорович Мельников назначил его начальником завода древесноволокнистых плит. В. А. Чуйко сразу стал вникать в технологию производства плит, где нашёл много возможностей для улучшения процесса прессования.
Завод работал нестабильно, были частые простои по механической части оборудования. Не удавалось наладить работу насосов высокого давления, мешали проблемы с эксплуатацией пресса, всё это негативно влияло на качество продукции и выполнение плана.
Владимир Алексеевич пригласил меня (а я тогда работал начальником ремонтно-механического цеха), чтобы разобраться с вопросами по механической части и составить программу по стабилизации работы завода. Так и произошло моё знакомство с Владимиром Чуйко.
Для наладки оборудования мы привлекали учёных Архангельского лесотехнического института. Была оказана помощь и со стороны ремонтно-механического цеха, из коллектива которого были направлены специалисты для укомплектования штата ремонтного персонала. Механиком завода ДВП назначили опытного инженера.
На постоянном контроле
В 1963 году началось строительство сульфат-картонного производства. В. А. Чуйко, сумевший зарекомендовать себя, был назначен начальником строящегося сульфатного завода.
По воспоминаниям Владимира Чуйко, как раз в это время Министерство целлюлозно-бумажной промышленности СССР приняло решение в целях экономии уменьшить площадь варочного цеха на одну ось. В процессе монтажа произошло перемещение оборудования, усложнилась транспортировка агрегатов, в частности — питателей. Монтажные операции стали выполняться не грузоподъёмными механизмами, а с помощью ручных лебёдок и другой техники. Чтобы сделать эксплуатацию и ремонт более эффективными, потребовалось несколько лет на проектирование и организацию строительства и монтажа грузоподъёмных механизмов, а также устройство монтажных проёмов. Активное участие в этих работах принимали механики С. Н. Батраков, Н. П. Друганин.
В 1968 году произошло долгожданное событие — наконец, вступило в строй сульфат-картонное производство! Однако освоение технологических мощностей, доработка не учтённых в процессе изготовления оборудования моментов продолжались. Владимир Алексеевич в это время уже работал в должности заместителя главного инженера Архангельского ЦБК.
По его инициативе сварные трубы циркуляции были заменены на цельнотянутые, в пропиточных камерах обновили привод. Реконструировали и привод выгрузочных устройств варочных установок. Под его руководством происходило освоение персоналом эксплуатации питателей низкого и высокого давления, началась реконструкция мельниц и прессов.
Варочная установка «Пандия», вырабатывавшая нейтрально-сульфитную полуцеллюлозу, с её 14‑метровыми шнеками требовала постоянного надзора и ремонта. Она была изготовлена со значительными упущениями в конструкции, особенно по применению материалов.
Известерегенерационные печи, установленные в цехе каустизации и регенерации извести второй очереди Архангельского ЦБК, в период освоения требовали постоянного надзора наладчиков и опытных специалистов. Особенно большие ремонты велись на холодильниках извести, которые пришлось заменить силами ремонтно-механического цеха на трубчатые.
Особый разговор — о картонной фабрике, где в это время руководителем был молодой и очень способный инженер Михаил Иванович Калинин, с которым у меня всегда было взаимопонимание и хорошие рабочие и личные отношения.
Здесь к 1970 году была смонтирована КДМ‑2 (первая в СССР широкоформатная скоростная картоноделательная машина). Машину пустили, но пришлось её остановить на 45 суток для устранения серьёзных замечаний, особенно по сушильной части. Это произошло по решению руководства комбината и Министерства целлюлозно-бумажной промышленности СССР.
В данный период на АЦБК прибыли директор и главный инженер Ижевского завода, на котором был изготовлен этот большой агрегат. Их сопровождали рабочие и инженерно-технические работники, а также представители Министерства ЦБП. В наладке принимали участие подрядные организации, ремонтники комбината, консультанты из научно-исследовательских институтов Архангельска и Ижевска. Руководить работами было поручено мне и М. И. Калинину. Постоянный контроль осуществлял Владимир Чуйко.
Всё было выполнено, даже изготовлены новые узлы раската — в точности как на первой картоноделательной машине. После запуска агрегата руководство завода-изготовителя пригласило меня и М. И. Калинина в Ижевск, где мы посетили с экскурсией этот завод, а также другие предприятия. Стоит отметить, что на КДМ‑2 в дальнейшем проводились значительные работы по реконструкции, были заменены почти все узлы машины.
Организатор производства
Однако не забывал В. А. Чуйко и о первых производственных мощностях Архангельского ЦБК. Под его руководством проводились работы на первой очереди. Так, в древесно-подготовительном цехе барабаны на гидравлической подушке были заменены на роликовые опоры; в варочном цехе велись постоянные работы на сцежах и в кислотном цехе.
В сушильном цехе была проведена реконструкция упаковочной линии с заменой прессов. На третьей бумагоделательной машине осуществлена замена приводов, на БДМ‑4 пущен в эксплуатацию суперкаландр. Велись и большие работы на сооружениях биологической очистки промышленных стоков. Расширялся ассортимент бумажных товаров народного потребления, производимых на комбинате.
В 1972 году В. А. Чуйко был назначен генеральным директором Архангельского ЦБК. Для него открылись новые производственные горизонты. Под его руководством специалисты комбината участвовали в переговорах по поставке оборудования третьей очереди. И вот свершилось! В 1975 году было пущено в эксплуатацию производство белёной сульфатной целлюлозы — третья очередь комбината. В декабре 1976‑го заработал отбельный цех производства. Основное оборудование отбельного цеха — вакуум-фильтры, смесители, трубопроводы и все ёмкости — было футеровано резиной, что очень мешало при его эксплуатации из‑за отслоения резины. По указанию В. А. Чуйко была создана программа замены футерованного оборудования на изготовленное из нержавеющей стали и титана. Были привлечены механическая служба комбината, подрядчики, специалисты северодвинских машиностроительных заводов. Работа продолжалась несколько лет, до полной замены футерованного оборудования.
Второй по сложности и длительности работой стала полная замена привода сушильной части пресспата. Фирма-поставщик отправила на комбинат привод сушильной части с множеством угловых редукторов от одного электродвигателя, что создавало серьёзные течи масла, недопустимые по противопожарным правилам, и не позволяло обслуживать подшипниковые узлы агрегата. Были приняты рационализаторские предложения по реконструкции привода, разработаны чертежи, заказано и смонтировано оборудование. Работы в этом направлении продолжались до того момента, когда генеральным директором комбината стал В. И. Белоглазов.
Наладка, освоение и, где требовалось, доработка конструкции оборудования велись в каждом цехе третьей очереди. Со стороны механической службы технические мероприятия проводились при непосредственном участии таких специалистов, как Н. М. Таранников, Н. Е. Иванов, В. И. Ермаков, В. М. Матушкин, С. П. Ложкин, Ю. В. Лукичев, А. А. Дикунец, В. В. Лукичев, С. А. Уланов, В. П. Матвеев, В. А. Горшков, А. Н. Васильев, С. Н. Батраков.
В. А. Чуйко с пониманием относился к ремонтным службам комбината, для ремонтно-механического цеха были приобретены станки с числовым программным управлением, велись работы по реконструкции помещений ремонтно-технического цеха. Всегда отмечалась работа ремонтников. Когда встал вопрос об организации на Архангельском ЦБК группы по обслуживанию подшипников и смазке, по его предложению руководителем был приглашён Иосиф Самойлович Старец — специалист с богатым опытом, опубликовавший для отрасли ЦБП пособия, справочники и рекомендации по монтажу и обслуживанию подшипников качения.
В период работы в качестве директора В. А. Чуйко потребовалось продолжать технические мероприятия на базисном складе угля, где хранились большие запасы этого вида топлива. Пришлось работать над устройством морского причала, монтажом радиального кабель-крана и установкой пяти портальных кранов. Не упускал он из виду и ситуацию на Швакинском карьере, откуда поставлялся известковый камень для технологических нужд комбината. Я с Владимиром Алексеевичем дважды ездил туда для помощи в ремонте оборудования и механизмов, а он занимался вопросами организации быта рабочего коллектива.
Ну а что в личном плане? Мы дружили семьями. Часто встречались летом, на машинах ездили по памятным местам, ходили в лес за грибами и ягодами. Где бы ни работал Владимир Алексеевич, он всегда был на связи. Когда он трудился в Братске, я дважды ездил туда, будучи уже главным механиком АЦБК, вместе продолжали разбираться в организации ремонта оборудования.
Я и сейчас, после ухода из жизни Владимира Алексеевича, общаюсь с его супругой Валентиной Фёдоровной. Светлая ему память!
Владимир Алексеевич Чуйко
Родился 14 января 1937 года в Воронеже в семье военнослужащего и учительницы. На комбинате он прошёл славный трудовой путь: работал варщиком, мастером, директором завода древесноволокнистых плит, руководил строящимся сульфатным заводом, с 1970‑го занимал должность главного инженера. В 1972–1979 годах был генеральным директором Архангельского ЦБК. В момент назначения на эту должность ему было всего 35 лет.
В связи с тем, что численность сотрудников предприятия значительно выросла, именно он стал первым руководителем комбината в статусе генерального директора. Позже в ранге заместителя министра лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР руководил работой Братского лесопромышленного комплекса.
После ликвидации в 1991 году профильного министерства занимал должности заместителя председателя госкорпорации «Российские лесопромышленники», государственной компании «Рослеспром», Госкомитета Российской Федерации по лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности.
Являлся членом Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, членом Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, академиком-секретарём секции «Лесотехнические технологии» Российской инженерной академии.
Владимир Алексеевич имел звания заслуженного работника лесной промышленности, заслуженного инженера России, ветерана труда, был награждён орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Почёта.
Фото из книги «Имя в истории — Комбинат», авторы Павел ФАСОНОВ и Елена ЗАХАРОВА
Фото из книги «Имя в истории — Комбинат», авторы Павел ФАСОНОВ и Елена ЗАХАРОВА
Фото из книги «Имя в истории — Комбинат», авторы Павел ФАСОНОВ и Елена ЗАХАРОВА
Фото из книги «Имя в истории — Комбинат», авторы Павел ФАСОНОВ и Елена ЗАХАРОВА